Для малого и среднего бизнеса с 2025 года расширяются пороги применения УСН
В Налоговый кодекс внесен ряд изменений для одного из самых популярных режимов налогообложения – УСН. Изменения внесены Федеральным Законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ. Новации начинают действовать с 1 января 2025 года.
Применять упрощенную систему налогообложения в 2025 году можно будет при соблюдении следующих условий:
• доходы за 9 месяцев 2024 года не превысили 337,5 миллионов рублей с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (ранее было 112,5 миллионов рублей);
• остаточная стоимость основных средств составляет 200 миллионов рублей (ранее было 150 миллионов рублей);
• средняя численности работников составляет не более 130 человек (ранее было 100 человек).
Следует отметить, что предприниматели, которые уже применяли УСН ранее, сохраняют право применять эту систему налогообложения если:
• доходы за текущий отчетный период не превышают 450 миллионов рублей (ранее было 200 миллионов рублей);
• остаточная стоимость основных средств составляет не более 200 миллионов рублей (ранее было 150 миллионов рублей);
Кроме того, отменены повышенные ставки по УСН. Напомним, что с 2021 года при превышениях лимитов для применения УСН действовали повышенные ставки: 8% при объекте налогообложения «доходы» и 20% при объекте налогообложения «доходы минус расходы». С 2025 года применяются только базовые ставки по УСН: 6% при объекте налогообложения «доходы» и 15% при объекте налогообложения «доходы минус расходы».
Важным нововведением является признание «упрощенцев» плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако, предусмотрено освобождение от НДС, если сумма доходов за предыдущий год не превысила в совокупности 60 миллионов рублей. Также освобождением смогут воспользоваться вновь созданные организации или индивидуальные предприниматели. Для получения освобождения от НДС при применении УСН предпринимать какие-либо специальные действия не нужно: если необходимые условия соблюдаются - оно действует автоматически.
Если лимит в 60 миллионов рублей превышен, то дается право выбора ставки НДС. Можно выбрать либо применение общего порядка исчисления и уплаты НДС- ставки 20% (10%) с правом применения вычетов, либо применение пониженных ставок. В этом случае ставка НДС составляет 5% (доходы до 250 миллионов рублей) или 7% (доходы до 450 миллионов рублей). Однако при применении пониженных ставок нет права на вычеты по НДС, а входящий НДС можно будет включать в расходы (объект «доходы минус расходы»).
В целях систематизации работы с физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – самозанятые граждане), в рамках новой структуры национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» предусмотрена реализация федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (далее – федеральный проект).
По состоянию на 1 июля 2021 г. число зарегистрированных самозанятых граждан достигло 2,6 млн человек. Для стимулирования их деятельности федеральным проектом предусмотрено оказание следующих мер поддержки:
• предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными микрофинансовыми организациями;
• обеспечение доступа к финансовой поддержке, включая поддержку, оказываемую участниками Национальной гарантийной системы: АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации;
• оказание информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам на базе центров «Мой бизнес»;
• предоставление льготного доступа к сервисам по размещению продукции, товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках;
• предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях (в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах), оснащенных необходимым оборудованием и функционирующих при поддержке Минэкономразвития России, и (или) компенсация по арендным платежам за пользование частными помещениями;
• обеспечение доступа к имуществу (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества.
В связи с этим, одним из показателей эффективности реализации федерального проекта является «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получивших меры поддержки, накопленным итогом», плановое значение которого в 2021 году составляет 70 тыс. человек, в том числе 15,6 тыс. человек, которым должно быть обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг, декомпозированы на регионы.
При этом по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по состоянию на 1 июля 2021 г. количество самозанятых граждан, получивших поддержку, составляет всего порядка 30 тыс. единиц, из которых в соответствии с отчетами субъектов Российской Федерации о реализации региональных проектов 5,5 тыс. человек предоставлены
информационно-консультационные и образовательные услуги.
В целях повышения информированности самозанятых граждан о возможности получения мер поддержки Департаментом инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее – Департамент) разработана памятка, которая содержит информацию об особенностях применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», мерах поддержки и условиях ее получения (далее – памятка).
Для увеличения охвата самозанятых граждан мерами поддержки рекомендуем субъектам Российской Федерации провести дополнительную информационную кампанию, разместив памятку в центрах «Мой бизнес», на региональных информационных ресурсах и в социальных сетях, а также распространив в местах массового скопления людей (отделения налоговой инспекции, МФЦ, торговые
центры, объекты сферы общественного питания).
Дополнительно в целях оказания качественной и развернутой консультации физическим лицам, планирующим стать самозанятыми гражданами, и действующим
самозанятым гражданам, Департаментом разработан скрипт (последовательность стандартизированных вопросов с кратким описанием ответа), которым рекомендуется руководствоваться специалистам центров «Мой бизнес» при проведении соответствующих консультаций.
Акселерация субъектов МСП
Приоритетные направления / Национальный проект «Малое...
Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» содержит перечень комплексных мероприятий для действующих предпринимателей с целью обеспечения их роста и развития, а также выхода на зарубежные рынки.
Основные мероприятия федерального проекта
введение переходного налогового режима с целью плавного изменения налоговой нагрузки на растущие субъекты МСП;
получение субъектами МСП финансовой поддержки по программе льготного кредитования по ставке 7%;
предоставление комплексной финансово-гарантийной поддержки (в том числе через сеть государственных микрофинансовых организаций и региональных гарантийных организаций);
расширение доступа к финансированию для субъектов МСП путем запуска новых финансовых инструментов, в том числе на базе краудинвестинговых, факторинговых платформ;
предоставление льготной лизинговой поддержки региональными лизинговыми компаниями, а также субсидирование лизинговым организациям авансовых платежей субъектов МСП;
оказание поддержки при выпуске ценных бумаг (облигаций);
предоставление грантов субъектам малого инновационного предпринимательства в целях создания и (или) расширения производства инновационной продукции;
обеспечение оказания комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки МСП (региональных центров «Мой бизнес»);
обеспечение доступа субъектам МСП к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков;
создание условий для участия субъектов МСП в конкурентных закупках;
развитие комплексной системы поддержки экспорта субъектов МСП;
оказание комплексной поддержки (информационно-консультационной, образовательной, финансовой), субъектам МСП в АПК при поддержке центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации;
формирование единого реестра субъектов МСП – получателей поддержки.
Показатели реализации федерального проекта
численность работников в расчете на 1 субъекта МСП (3,09 человек в 2021 году, с увеличением до 3,16 человек к 2024 году);
рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП-юридическое лицо (103,75% в 2021 году, с последующим ежегодным увеличением на 103,76% по отношению к предыдущему периоду до 2024 года);
объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП (3,8 трлн рублей в 2021 году, с увеличением до 5 трлн рублей к 2024 году);
объем консолидированной финансовой поддержки субъектов МСП (881,9 млрд рублей в 2021 году, с увеличением до 920,9 млрд рублей к 2024 году).